Бумагопластика пожалуй следующая по сложности техника после оригами и бумагокручения. С одной стороны в ней больше свободы: отдельные детали любой формы вырезаются из бумаги, но с другой это добавляет сложности. Необходимо чётко представлять окончательный результат. К счастью в процессе обучения можно использовать готовые лекала для вырезки деталий растений, животных и т.д. Техника более требовательна к материалам и инструментам. Кое что конечно можно попробовать сделать из обычного тонкого ватмана. Но, конечно, быстро и красиво можно работать только располагая опытом и необходимыми инструментами материалами.
Для освоения техники бумагокручения уже требуется, специальный инструмент. Однако на начальном этапе, применив смекалку, можно найти подходящую замену, а уж потом подкупить инструмент, который значительно облегчит труд и повысит качество результата. Вот краткий список необходимого для начала обучения:
Инструмент. Специальный инструмент в виде узкой лопатки-ложечки. Обычно применяется совместно с куском гладкого тонкого мягкого линолеума для придания объёмной формы, вырезанному из бумаги элементу будующей композиции. С обратной стороны имеется шильце с шариком на нонце, что также используется для продавливания бумаги.
Спец. шило. Специальный инструмент. Часто применяется для перенесения продавливания схемы с лекала на бумагу, для последующей вырезки. Инструмент похож на двустороннее шило (по одному острию с каждой каждого конца ручки), однако на кончиках остриёв располагаются крохотные гладкие шарики, для предотвращения прокалывания бумаги.
Нож по бумаге. Канчелярский нож для бумаги. Однако есть некоторые предпочтения по конструктиву. Корпус должен быть металическим, такой меньше разбалтывается. Лезвие должно чётко удерживаться конструктивом. Ручка предпочтительна прямая, подобная авторучки. Крайне неудобно работать пластмассовым инструментом с толстой чудно надутой ручкой :)
Коническое шило. Специнструмент. Это шило с жалом круглого сечения, конически сходящимся к острому концу. Обычно применяется для проглаживания бумаги с целью придания ей трёхмерной формы, например, спирали.
Пинцет. Небольшой пинцет с острыми, точно сопрягающимися концами. Таким инструментом будет удобнее работать с маленькими деталями. Рабочие прихватывающие поверхности не должны иметь зазубринок. Они помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.
Также нам понадобится специальная доска, на которой мы будем вырезать элементы композиции из бумаги. Она удобна для этой цели и в определённой степени устойчива к порезам. При составлении композиции нам понадобится двухсторонний скотч, различные клеи. Если нам понадобится соединить два листа бумаги для последуещей вырезки, то незаменимым будет клей в виде спрея. Мы используем спреи фирмы 3M 75 и 77, для мягкой и жёсткой фиксации соответственно.
Для бумагопластики используется цветная бумага подобная тонкому ватману. Более тонкая не подойдёт, так как не сможет сохранять форму и на ней не будет заметен срез 45градусов, о котором мы скажем ниже. Более толстая будет не такая поддатливая к приданию формы. Кроме такой бумаги, которую мы назовём несущей, мы применяем также декоративную корейскую бумагу ручного производства - тонкую, полупрозрачную, ярко окрашеную. Она намного художественнее, но не может сама по себе держать форму. В сочетании с несущей бумагой другого цвета даёт яркую каёмку на срезе. Перед вырезкой листы бумаги равномерно склеиваются клеем спреем.
Техника бумагопластики пожалуй делится на 4 части. Подготовка материала, вырезка, придание формы элементу, сборка. Мы очень часто используем двухслойный материал. При этом на плотную несущую бумагу с помощью клея спрея мы на наклеиваем тонкую декоративную более красивую, но неспособную держать форму. С помощью шила с закруглённым кончиком намечается план будующей кройки, часто переводится с лекала. Далее наступает ответственный момент вырезки. Основная хитрость состоит в угле среза. Несущая бумага достаточно толстая, что бы надрез в приблизитко 45 градусов был заметен. При этом элемент композиции отбивается от фона и других деталей композиции. В готовой работе это не бросается в глаза, но общее впечатление значительно улучшается. Особенно заметен эффект на двухслойной бумаге. Например, зелёный контур несущей бумаги будет хорошо заметен на фоне красной декоративной, акцентируя внимание на элементе. После вырезания к бумаге применяются различные техники для придания ей объёмной формы. При сборке композиции мы обычно не можем применять клей, подходящий для соединения плоских поверхностей, тогда в ход идёт двухсторонний скотч различной толщины для подъёма деталей на нужную высоту.
Материал взят с сайта Корейского бумажного искуства.
http://www.paper-art.ru/modules/cjaycontent/index.php?id=13