Наша страна очень богата природными ресурсами, полезными ископаемыми, минеральным и энергетическим сырьем. А вот потенциал природных богатств Японии, расположенной на еще очень молодом, с геологической точки зрения, архипелаге, весьма ограничен. Если в России утилизация вторичного сырья налажена слабо и нерегулярно, то в Японии уже в средние века осознали возможность и необходимость рециклирования ресурсов. В том числе и бумаги. Любопытно, что даже такой, казалось бы, не имеющий никакого отношения к духовной жизни страны, факт может стать отправной точкой для развития одного из направлений национальной культуры.
В XVIII веке Ёсимунэ (1677–1751), восьмой сёгун династии Токугава, мудрый и осторожный политик, решил, что роскошь его двора мало соответствует жизненным постулатам дзэн-буддизма, религиозные догмы которого требовали воздержания и аскетизма. Опора сёгуната, самурайское сословие исповедовало дзэн-буддизм, и в угоду своим воинам Ёсимунэ принял ряд законов, ограничивающих чрезмерное увлечение роскошью не только среди вельмож, но и набиравшего силу купечества. Указы налагали запрет на использование дорогих материалов в быту — в одежде, в домашней утвари. Эти ограничения коснулись и сферы производства игрушек. Вместо дорогого фарфора, редких пород древесины, драгоценных лаков было предписано использовать папье-маше, сырьем для которого была обыкновенная макулатура.
Изделия из папье-маше (у японцев их обозначают словом харико) легки, недороги, их можно при желании воспроизводить большими партиями. Они заменили собой предметы искусства, требовавшие серьезных трудов резчиков по дереву, кости, а значит, и больших финансовых вложений, стали общедоступными, их можно было приобрести очень дешево.
Указы Ёсимунэ дали толчок массовому развитию искусства харико. Однако приписывать этому сёгуну славу первооткрывателя харико было бы неправильно. Конечно же, первые образцы этих поделок проникли в Японию с континента. Китайцы, изобретшие бумагу, заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. Они забивали влажной пульпой вырезанные из дерева формы, получая небольшие статуэтки. Потом таким же образом стали производить декоративные шлемы, крышки для посуды и др.
В Европу эта технология была завезена много позже, через Персию. Франция, Англия, Германия открыли для себя папье-маше в XVIII–XIX веках. Метод изготовления изделий «из жеваной бумаги» там стали патентовать как собственное изобретение. В продажу поступали различные коробочки, шкатулки, даже мебель из папье-маше с лаковым покрытием. Для крупных конструкций — стульев, столиков и т. п. — требовался внутренний каркас из древесных или бамбуковых реек.
А в Японии изделия из папье-маше появились еще в эпоху Нара (VIII век). Уже в те годы в ходу было немало религиозных фигурок, выполненных в этой технике. Правда, они не шли ни в какое сравнение как по качеству, так и по стоимости, с буддийской деревянной и бронзовой пластикой, но исправно служили потребностям бедных храмов и малообеспеченных семей. Однако и в годы раннего средневековья появлялись шедевры из папье-маше. До нашего времени дошло крайне мало таких изделий, и прежде всего из-за недолговечности применявшегося материала, который не выдерживал ни огня, ни воды, ни сильных ударов. Примером упомянутых шедевров может стать статуэтка бодхисаттвы Мондзю — Мондзю-босацу, сохраняемая поныне в сокровищнице буддийского храма Тюгудзи (Икаруга, преф. Нара). Возраст статуэтки датируют 1269 годом.
Вначале японцы пользовались китайским ноу-хау. Измельченную целлюлозную пульпу вымачивали в воде и набивали ею форму. Затем изделие сушилось, покрывалось клеящим составом и раскрашивалось. Но постепенно мастера харико перешли на собственную технологию. Нарезанную полосками бумагу выдерживали в воде 20 дней. Из-за дороговизны бумаги в те времена предпочтение отдавалось макулатуре. Рукодельная бумага васи стоила дорого, но после использования исписанным или разрисованным листам можно было дать вторую жизнь. Далее — влажными полосками плотно, в несколько слоев, обкладывали форму. Каждый из слоев бумаги проклеивался для придания прочности. Иногда слои бумаги зажимались между двумя фигурными формами. Подсохшие «отливки» проклеивали, высушивали, раскрашивали. Сложные объемные фигурки делали из двух половинок, которые после просушки тщательно склеивались. Чтобы фигурка подольше не теряла формы, внутрь плотно набивали кусочки сухой бумаги.
Искусство харико довольно быстро распространилось по всей стране. В разных городах и провинциях мастеровые придумывали все новые методы изготовления папье-маше. В некоторых мастерских форму вырезали из дерева, в других — лепили из глины, которую потом обжигали. На Сикоку, например, в моду вошли изделия иккамбари. Бамбуковую основу оклеивали слоями рукодельной бумаги васи, промазывая слои таннином хурмы, одним из традиционных для Японии составов, придающих бумаге или ткани водонепроницаемость. После завершения просушки изделие покрывалось лаком. Таким образом изготовляли множество предметов — игрушек, корзинок, даже комодов.
С XVIII века изделия из харико стали повсеместно вытеснять фарфор, дерево и поделки из драгоценного лака. Понятно, что качество у поделок из бумаги было много ниже. Но и у дешевых поделок были свои потребители. Их приобретали представители средних и бедных слоев населения, для которых фарфор, дорогая керамика, бронза и резьба по дереву оставались недоступными.
Изначально наиболее массовыми поделками из харико были маски. Без них не обходился ни один праздник — мацури. Древние японцы верили, что, надевая маску, они вступали в мир богов. Вот почему маски из дерева, керамики, а потом и из папье-маше служат неотъемлемым атрибутом религиозных и театральных действ, свадебных церемоний. Широко применялись маски сверхъестественных существ — лис, посланцев бога Инари, лешего тэнгу, водяного каппа, хитрого притворщика тануки (енотовидная собака). Для комических танцев готовили маски простофиль, дурачков, пьяниц, мудрых стариков и старушек, героев местного фольклора.
Столь же востребованными были амулеты. У каждого из японцев есть свой покровитель из знаков Зодиака. Поэтому маленькие фигурки из папье-маше, изображающие тигра, обезьяну, крысу, дракона, зайца, лошадь, петуха и т. д., всегда были необходимы для хранения в семейном алтаре, для постоянного ношения с собой или в качестве детских игрушек. Значения этих фигурок нередко выходили за грань символов года рождения. Так, ину-харико (собака из папье-маше) была лучшим подарком новорожденному, так как на всю последующую жизнь становилась его «охранником». Столь же желанным талисманом становился тора-харико — бумажный тигр, символ мужества.
Поистине мировую известность приобрело изображение Дарумы — так японцы произносят имя основателя дзэн-буддизма Бодхидхармы. Похожую на куклу-неваляшку красную фигурку с пустыми глазницами можно (и нужно) купить накануне Нового года, чтобы загадать сокровенное желание. Если оно не сбудется, куклу следует без сожаления сжечь, но если Дарума прислушается к просьбе — такую фигурку можно будет хранить как самый дорогой сувенир всю жизнь. Дарум делают из самых разнообразных материалов — дерева, кости, металла, иногда инкрустируют драгоценными камнями. Но самый популярный и столь же действенный вариант — конечно же, из папье-маше.
В витринах многих магазинов можно увидеть чуть-чуть аляповатую фигурку вылепленной из папье-маше кошки с поднятой лапой — манэки-нэко. Она «приманивает» покупателей, а значит, и деньги хозяину. А у детей всегда найдется копилка в виде свиньи-харико. Свинья в Китае — символ довольства и благополучия в семье. Поэтому для копилки — это лучший образ.
С годами изделия из папье-маше утратили «привкус» чего-то дешевого, сотворенного из эрзац-материала. Уже многие века харико — самостоятельный вид японского прикладного искусства, секреты которого бережно сохраняются и передаются в семьях мастеров от старшего к младшим.
Л. А.